В Астраханской области состоялись публичные слушания Росздравнадзора

© Управление по взаимодействию с региональными и отраслевыми объединениями

27 апреля 2017 года Управлением Росздравнадзора по Астраханской области были организованы публичные слушания - обсуждение правоприменительной практики обращения лекарственных средств и медицинских изделий, оказания всех видов медицинской помощи с отчётом работы надзорного ведомства за 2016 год.

Для участия в публичных слушаниях были приглашены представители общественных организаций, среди которых – вице-президент Астраханского регионального отделения Российского союза промышленников и предпринимателей Алексей Резников.

-- Алексей Васильевич, в прошлом году Росздравнадзор провёл 218 контрольных мероприятий, из которых – 113 – внеплановые, то есть вызванные жалобами конкретных потребителей лекарств и медицинских услуг, собрал порядка 2 миллионов рублей штрафов и оформил 18 протоколов административных нарушений в отношении недобросовестных руководителей медицинских организаций, в том числе – частных. Как к этим цифрам относится АРО РСПП, в Вашем лице?

-- Мы понимаем, что в сферах аптечного бизнеса, различных фирм и клиник по оказанию медицинских услуг могут быть нарушения в законах, и встречаются недобросовестные предприниматели. Но, ровно также, как они есть и в государственных структурах. Недобросовестность любого работника или руководителя относится к любой части общества, и это не проблема одних предпринимателей. С этим надо бороться, но нельзя одним лишь надзором и наказаниями исправить человека, включённого в общую систему отношений. Тем более, формировать негативное отношение к бизнесу, который сегодня несёт на своих плечах большую социальную ответственность, наполняет бюджеты различного уровня, заполняет те ниши, которые государство заполнить не в силах.

А многие контролирующие госорганы, в ходе этих слушаний, где-то с гордостью парируют цифрами количества привлечённых к ответственности. Рассказывают об усилении фискальных функций своих подразделений и увеличении собираемости штрафов за те или иные нарушения. Но, чем хвастаются? Хвастаться можно, когда провели проверки, но больших и много нарушений не выявили, но помогли разобраться в документальном, методическом плане нескольким предпринимателям, отрегулировать работу отдельных аптечных точек, например. А не тем, скольких вы привлекли к ответственности, сколько штрафов вы собрали. Речь идёт о том, чтобы снизить давление на легальный бизнес, с целью его дальнейшего развития, с целью роста всей экономики.

-- Здесь очевидно противоречие. Инспекторам всех уровней ставится задача собираемости штрафов, опять же, для отчётности по пополнению бюджета, а Вы говорите о переходе на профилактические, по сути меры, без обязательного финансового наказания?

-- Так вот, нет же такой задачи! Такая задача нигде государством не ставится. Но, многие контролирующие органы работают по привычке, и считают, что собираемость штрафов является показателем нужности того или иного органа. Эффективность работы госструктур в области и эффективность контакта власти и бизнеса демонстрируют социально-экономические показатели, а не зависят от количества штрафов. За 2016 год в региональном управлении Росздравнадзора собрали 2 миллиона штрафов. А налогов всех уровней, по данным губернатора, было собрано 88 миллиардов. И мы понимаем, что при развитии бизнеса доходы будут только расти.Поэтому, смысла усиливать контрольно-надзорное давление сегодня нет. Тем более, губернатором Астраханской области озвучено послание, что в 2017 году с территории необходимо собрать порядка 100 миллиардов рублей налогов. Понятно, что 2-3 миллиона, которые собрал на штрафах Росздравнадзор, 2 или 5 миллионов, которые собрал Роспотребнадзор и прочие органы, - они ничтожно малы, по сравнению с тем эффектом, который будет иметь бюджет от сбора налогов от нормально развивающегося бизнеса.

--- Есть город Астрахань, и есть сельские населённые пункты. Там тоже существует бизнес, мелкий бизнес, те же аптеки.

-- Есть аптечные сети, и есть отдельные аптеки в сёлах. Одна аптека на всё село, скажем, и принадлежит конкретному предпринимателю. Там всё сложнее. Сложнее выполнить все требования Росздравнадзора. Скажем, о необходимости иметь по списку минимальный набор лекарств. Значит, нужны оборотные средства, средства на закупку лекарств. Откуда у владельца, с одной-двумя точками на селе, с низкой покупательной способностью сельчан, возможность выполнить весь набор лицензионных требований? А если, даже такие, небольшие аптеки открываются, значит, они нужны сельчанам. Не за каждой таблеткой, обычными средствами оказания первой медицинской помощи люди должны ездить в районный центр, в город. Да, многие пожилые люди и не могут этого. То есть, надо дифференцировано подходить к некоторым вопросам.

Да, уровень развития бизнеса не позволяет сейчас обеспечить высокое качество обслуживания в таких аптеках, наладить сеть, отношения с оптовыми поставщиками. Это уже система организационных мероприятий для обеспечения жителей лекарственными средствами и средствами медицинской помощи, которую должны постоянно совершенствовать сами госорганы.

Система организационных мер у нас хромает везде. Вот, встал вопрос о ребятах-спортсменах, которым теперь нужно самим платить за медкомиссию перед соревнованиями. Федеральная система здравоохранения теперь не позволяет юному спортсмену после 18 лет проходить спортивные медосмотры бесплатно, за счёт фондов ОМС. Возложили финансовые обязанности на вузы, где существуют спортивные команды. А кто вышел официально на вузы? Вузы знают, что теперь существует такая система? Они готовы платить за своих спортсменов, или молодёжь сама должна заботиться о себе? К каким последствиям это может привести? Ведь никто не проанализировал ситуацию. А если спортивная команда не при вузе? Уведомили спортивное ведомство, но уведомите и вузы, соберите совещание, чтобы не выслушивать потом возмущения от каждой организации, от родителей молодых спортсменов. Почему этого нет?

--- Сегодня были публичные слушания, на которых присутствовали, в основном, специалисты. И час времени заседания был потрачен на зачитывание всех законов, которыми руководствуются ведомства Росздравнадзора. Но, они и так знают законы, и перечень постановлений опубликован на федеральном сайте. Как лучше организовать такие слушания и как сделать их, действительно, публичными в рамках региона?

--- Это и есть организационные мероприятия, которые предшествуют публичным слушаниям. Нужно заранее готовить повестку, заранее рассылать её, опубликовывать в СМИ, на сайтах. Приглашать заранее бизнес по конкретной повестке дня и с перечнем руководителей, которые будут присутствовать на слушаниях, и которым можно будет задавать конкретные вопросы. Для госоргана – это не проблема. Это хорошая, правильная подготовка очередного мероприятия, чтобы оно отвечало поставленным задачам и выполнило их.

Публичные слушания очень важны. Открывается много аспектов взаимоотношений между субъектами малого и среднего предпринимательства и контрольно-надзорными органами. То, что пока ещё не выстроен логически формат публичных слушаний, говорит как раз о нехватке контактов взаимоотношений, понимании интересов разных сторон. Но, предусмотренная теперь законом ежеквартальная периодичность публичных слушаний, думаю, как-то отшлифуют форму такой работы, и мы сможем полноценно обсуждать все проблемные вопросы. Ведь целью работы должно быть не усиление контрольного давления на предпринимательство, а совместное понимание ситуации и решение проблемных вопросов.

Поделитесь