Очередное заседание Областной трёхсторонней комиссии, с участием представителей регионального правительства, профсоюзов и общероссийских общественных объединений работодателей прошло достаточно бурно. Сторона работодателей не согласилась с проектами решений по вопросам повестки дня, в которой значились доклады с предложениями по профилактике ВИЧ/СПИД, и охране труда в коммунальной сфере.
Региональное министерство строительства и ЖКХ провело мониторинг состояния охраны труда и травматизма 25 крупных предприятий водоснабжения, водоотведения и газораспределения. И «выявило» следующие факты: затраты на мероприятия по улучшению условий труда на предприятиях ЖКХ с 2014 по 2016 годы увеличились, почти в 3 раза, и составили в 2016 году 27 494 тыс. рублей на 1 работника, а травматизм с потерей трудоспособности…тоже вырос. В 2 раза. В 14-15 годах было зафиксировано по 3 случая, а в 16 году, - целых 6 случаев травматизма на производствах. Причем, по вине самих работников, которые нарушали правила работы с машинами и механизмами, отчего и пострадали.
Всё это (только это) вылилось в предложения к трёхсторонней комиссии поддержать программу «мероприятий» из 9 пунктов. Каждый из них начинается или содержит слова - «усиление», «недопущение», «обеспечение», «проведение» и «оказание содействия». Например, второй пункт проекта «Решения» настаивает « рекомендовать...проводить разъяснительную работу...по вопросам усиления производственного контроля за недопущением несчастных случаев на производстве, соблюдением трудовой дисциплины…» и так далее.
Сергей Михайленко, президент АРО «Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП)», координатор стороны работодателей в областной трёхсторонней комиссии: «Объединения работодателей не поддержали предложения областного департамента ЖКХ, потому что все заявления в пунктах решения по вопросам чисто декларативные. Формулировки такие, что можно вообще ничего не делать, или изображать бурную деятельность – всё равно. А мотивация? Провели мероприятие и поставили «галочку»? Нас не устраивает любая абстракция, неопределённость в вопросах. Если мероприятие проводится, должно быть понятно: что, зачем, с какой целью? Какие ожидаются результаты? А ситуация с охраной труда на предприятиях ЖКХ достаточно напряженная. Основной аргумент невыполнения законодательства: недостаток бюджетных средств. А проблема неплатежей замалчивается. Парадокс: прекратить предоставление услуг ЖКХ из-за проблем с охраной труда предприятия не могут, работать с этими проблемами – не имеют права».
Второй вопрос повестки дня о ситуации и профилактике ВИЧ/СПИД на территории области, доклад по которому сделала завотделом ГБУЗ АО «Областной центр профилактики и борьбы со СПИД» Галия Литвинова, также вызвал неоднозначную реакцию у членов трёхсторонней комиссии.
Регион находится в более-менее благополучном положении, занимая по заболеваниям ВИЧ/СПИД 75 место (из 85) в России. И если в среднем рост числа инфицированных в стране составляет 20% в год, то в Астраханской области, он меньше, и отмечен только среди неблагополучных групп безработных, групп риска и заключенных исправительных учреждений. Среди работников предприятий и организаций за период наблюдения с 1987 года количество заболевших составило 1,1% от числа инфицированных, или порядка 15 человек за 30 лет. В связи с этим не понятны предложения о консультировании и тестировании на ВИЧ-инфекцию на рабочих местах, о включении в коллективные договоры определённых обязательств, реализуемых за счет работодателя.
Человек приходит на работу, а ему вручают пакет материалов на интимные темы и еще предлагают пройти освидетельствование. Уверения, что все это будет проделано без ущерба для производственного процесса - голословны. Тема очень интимная, и специфичная, в том числе в религиозном плане.
По инициативе государства есть некоторая закрытость в этом вопросе, и работодатели, кадровые службы не знают и никогда не узнают – болен или не болен ВИЧ/СПИД работник. Существует чёткая, понятная всем конструкция. И человек совершенно спокойно проходит перед устройством на работу медкомиссию, получает справку о годности к работе, и всё. Если профессия требует повышенные требования к состоянию здоровья по вирусным и иным заболеваниям (работа с детьми, пищевая отрасль, стоматология, хирургия и прочее, где есть выявленные риски), то уже на первом этапе ему, просто не дадут справку, права приёма на данную работу. По уже существующей системе, внятным законам.
Какова необходимость в привлечении работодателей к мероприятиям программы профилактики (и, соответственно, тестирования по крови) на рабочих местах?
Выглядит так, что «Областной центр профилактики и борьбы со СПИД» ищет себе и другим дополнительную работу?
Могут быть экстремальные ситуации, требующие неординарных решений, но они должны быть тщательно выверены и обоснованы. Сторона работодателей Областной трёхсторонней комиссии считает, что каждый должен заниматься своим делом, и отвечать именно за него, а не за «дополнительные» обязательства.
С таким настроением покидали очередное заседание Областной трёхсторонней комиссии некоторые постоянные её участники, которых удручает частая неконкретность и неадресность тем, предлагаемых для обсуждения и голосования по решениям столь общественно значимого регионального органа.