Общественный совет при прокуратуре Астраханской области

© Управление по взаимодействию с региональными и отраслевыми объединениями

14 июня 2017 года при прокуроре Астраханской области Александре Лычагине состоялось заседание общественного совета по защите прав предпринимателей. В нём приняли участие руководители почти всех федеральных контрольно-надзорных органов в регионе, УМВД, профсоюзных и общественных движений.

Почему вообще встал вопрос о защите прав предпринимателей,  изменении идеологии работы федеральных контрольно-надзорных органов  в отношении мер пресечения и наказания предпринимателей малого и среднего бизнеса в России? Потому, что бизнес, поставленный в условия жёсткого прессинга законодательной базы миллионов самых разных законов, статей и положений не развивается. Причём, даже в этих законах сегодня есть возможность более мягкого наказания и превентивного воздействии. Но по факту, государственными органами почти всегда применяются самые строгие, фискальные меры, на которые и настроены сотрудники организаций надзора.

И теперь, уже «в ручном управлении» Москва призывает свои федеральные структуры умерить пыл и начать официальное, мирное сотрудничество. С предпринимателями напрямую,  и с общероссийскими  объединениями работодателей (РСПП, ТПП РФ), которые активно отслеживают состояние бизнеса и вносят свои предложения. Это сотрудничество уже возможно в публичных обсуждениях главных проблем, в смягчении наказаний за нарушения, в комплексном рассмотрении ситуаций, учитывая  региональные особенности.

Разве предприниматель виноват сегодня в том, что чехарда с федеральным, региональным и муниципальным статусом земель в Астраханской области не позволяет быстро удовлетворять запросы бизнеса на землепользование? При этом, сотни гектаров пустырей, не используемых никак земель,  открываются взору уже при выезде из города, не говоря о бесконечности горизонтов степных районов?

Захотела фирма сетевой торговли, например, построить для себя единый, современный склад. Полгода её руководитель обивал пороги местных чиновников. В конце концов, такой склад, всего за 2 месяца был открыт на уже соседней территории Волгоградской области, где с землёй давно разобрались. Это как?

Или, обращается региональное объединение РСПП в прокуратуру с просьбой провести проверку действий Госинспекции по труду в АО (федерального органа «Роструд») по факту роста  всевозможных проверок в 1 квартале 2017 года на 65%, причём, две трети из которых закончились наложением штрафов. Просит обратить внимание на вынесение необоснованных санкций в отношении работодателей, нарушение закона от 03.07.2016 г. №316-ФЗ. Ведь, прецедент уже был создан, когда за задержку  зарплаты работникам в сумме  65 тысяч рублей, Инспекция наложила на фирму штраф в сумме 620 тысяч! Что ответили чиновники прокуратуры? Что АРО РСПП, в лице его руководителей,  сами за нарушения Инспекцией не привлекались, а представлять интересы иных граждан или юридических лиц – не могут. Это как? Общественная общероссийская организация не может выступать в защиту законных интересов тех людей, ради которых она создавалась и работает?

Впрочем, основными вопросами на заседании общественного совета при прокуроре были -  результаты проверки регионального «Роспотребнадзора» и службы ветеринарии, и работа с памятниками культурного наследия.

Необоснованные проверки сегодня есть,  - подтвердил прокурор области Александр Лычагин.  И привёл примеры. Во-первых, неправомочно проводить проверки по анонимным письмам, что делали в «Роспотребнадзоре». Во-вторых, неправомочны проверки выполнения постановлений федеральных органов, если они не касаются Астраханской области. Так, проверки предприятий в связи с эпидемиями «африканской чумы» не должны были касаться нашего региона, который отсутствует в приложении списка территорий. Но, они проводились. Зачем? У госоргана нет другой работы? Критика со стороны прокуратуры было полностью принята, хотя неприятный осадок остался.

Много споров возникло по  вопросу капремонта многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия. Вообще, таких объектов  в Астрахани  860. Есть объекты федерального и регионального значения, жилые и не жилые. По закону об охране культурного наследия в РФ, бремя по содержанию памятников несёт на себе собственник. Соответственно, и капремонт ложится на плечи собственников. Если это – жилые дома, значит – на жильцов.

Но, не секрет, что работы на таких объектах обходятся намного дороже, чем на обычных многоэтажных строениях. Тем более, если переложить затраты на один  квадратный метр полезной площади. В 9-ти этажном доме -  будет одна стоимость, в 2-3 этажных, старинных зданиях – совсем другая, большая.
И программа капремонта не предусматривает реставрацию. Она предусматривает ремонт по позициям, на которые выделяются деньги: фундамент, кровля, лестничные пролёты, коммуникации…. При этом, может существовать ряд охранных элементов на памятнике, которые нуждаются в ремонте, но не входят в программу капремонта. Какие-то башенки, фасадные элементы, декоративные решётки балконов и водостоков и прочее, что, собственно и делает здание исторически и архитектурно ценным. Как применять программу капремонта тогда?

Служба по охране памятников не дала на это внятного ответа, и единого мнения у участников совещания не возникло.

В Астрахани это объясняется ещё малым, не наработанным опытом. По программе капремонта на сегодня прошёл только один дом, на улице Ахматовской ( бывший, сгоревший  ресторан «Чайка»). И работы в нём до сих пор не завершены.

Президент АРО РСПП Сергей Михайленко спросил, кто именно несёт бремя содержания памятников, в случае, если данный памятник находится не на правах собственности. А на праве аренды, другом, законном праве пользования? И если право пользования у бюджетных организаций федерального, муниципального имущества? Перекладываются эти правила на арендаторов ( предпринимателей – физических или юридических лиц), или все претензии об охране памятников ложатся на собственников помещений и зданий?

Ответ Службы государственной охраны памятников культурного наследия был таков: общие правила применяются к собственникам, а дальше, всё смотрится на конкретные договоры с пользователями, арендаторами в конкретных случаях. Насколько такой размытый, нечёткий способ применим на практике? Даже специалисты сказать не могут. Потому, что статьи законодательства об охране культурного  наследия в Астрахани так редко применяются, что, трудно найти подходящий прецедент. Получается, мы продолжает идти по порочному пути, когда «у семи нянек дитя без глаза», а памятники лишь на бумаге, и для историков, культурологов представляют ценность.

Региональное отделение РСПП подготовило и отправило в прокуратуру запрос по проекту охранных зон вокруг памятников культурного наследия, который, несмотря на вступление в силу  соответствующего федерального закона с 1 января 2017 года до сих пор не проработан и не реализуется в Астраханской области.

Прокурор области заверил участников совещания в том, что прокуратура продолжит проверку законности выполнения,  или не выполнения органами государственной власти тех или иных решений и действий. И к следующему совещанию станут известны новые результаты.

Поделитесь