АРО РСПП предлагает изменить сложившуюся практику гражданского оборота объектов культурного наследия в Астрахани

© Управление по взаимодействию с региональными и отраслевыми объединениями

Сегодня в Астраханской области существует 860 исторических зданий культурного наследия федерального и регионального значения. Часть из них является многоквартирными домами, часть заняты государственными и муниципальными организациями, что-то арендуется бизнесом и много строений, которые нуждаются в срочном ремонте и реставрации. За столетия город разбежался в разные стороны от стен Астраханского кремля на десятки километров, но большая часть сохранившихся исторических зданий, построенных богатыми купцами и рыбопромышленниками, остались в приближенной к кремлю, центральной части города. Где, впрочем, поныне стоят и ветхие, деревянные строения, а заросшие лебедой пустыри и свалки соседствуют с бетонно-стеклянными великанами новейшей эпохи.

Такая архитектурная эклектика вызывает сегодня критику не только горожан, но и самого губернатора региона, который высказался за неуместность некоторых громоздких строений в городе, закрывающих виды на исторические кварталы, храмы и даже сам кремль. Но, дело было сделано, и что теперь?

С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон, предписывающий создание паспорта охранной зоны для памятников культурного наследия в зоне 200 метров. Проблему дальнейшего обустройства исторического центра можно было бы считать решённой,( ведь он и сам по себе памятник), если бы регион, ещё до вступления закона в силу, а сразу после его принятия занялся разработкой таких паспортов, тем более, что структурами охраны памятников подобная работа проводилась, и процентов на 80 с имеющимися документами можно было бы работать. Но этого не делается.

Как взять в бизнес-аренду историческое здание, со всеми обязательствами по его сохранению и даже реставрации? Обратиться за охранным обязательством в соответствующие органы. Тем более, согласно Федеральным законам, такой документ, как охранное обязательство выдаётся органом охраны памятников на местах бесплатно.

Но в Астрахани, до совсем недавнего момента действовала норма, при которой данный вид услуги являлся платным, причём деньги платились не самому разрешительному органу, а госпредприятию, созданному, при этом органе государственной власти.

АРО РСПП посчитало такое положение незаконным. Причём, цена за выдачу охранного обязательства на данный объект была абсолютно «плавающей», где критерием служила, не историческая, культурная особенность объекта, а только общая площадь здания, и без учёта его архитектурных деталей – балконов, водостоков, архитектурных дополнений каждой части, что, собственно и составляет ценность.

Мы обратились в областную прокуратуру, и прокуратура вынесла свой вердикт о незаконности подобных действий и подтверждения существующей по закону системы бесплатной выдачи данных документов в государственных органах.

Этот пример, как и отсутствие самой концепции работы с памятниками культурного наследия, паспортов охранных зон демонстрируют нечёткость государственной политики, как утверждённого комплекса мер, направленных на гражданский оборот, использование этих зданий. В регионе нет единых правил реставрации, разработанных с учётом исторических, архитектурных, пространственных особенностей. Особенностей климата и геологии, необходимости гидроизоляционных мероприятий, в связи с большими перепадами уровня грунтовых вод. Нет специального комплекса мер, разработанного и предложенного проектными организациями владельцам исторических зданий.

Так, как не существует и мотивирующих решений для того, чтобы владельцы исторически значимых зданий старались со своей стороны предпринимать меры по сохранению нашего культурного наследия.

Сегодня бизнес, расположенный в центре города жалуется, что нахождение магазинов, баров, кафе в центральной части города нерентабельно. Люди ушли в спальные районы, в районы крупных торговых центров, на Набережные….. Это заметно по множеству табличек о продаже, аренде зданий в центре. Работают только администрации, создавая некое движение машин и людей. В каких целях лучше всего использовать исторические здания улиц администрация не понимает, и даже не задаётся этим вопросом, считая, что всё происходит само по себе.

Здания-памятники культурного наследия не освобождены от налога на имущество, значит, они должны приносить городу прибыль. Налоговый кодекс РФ предусматривает льготу по памятникам федерального значения, чтобы стимулировать их использование. Но по региональным памятникам такой льготы не предусмотрено. Мы видим, что такое положение сегодня также, не способствует сокращению издержек на содержания зданий-памятников, которые, изначально нуждаются в большем материальном вложении, при их эксплуатации. Реставрационные работы в разы дороже, чем обычные строительные работы, и это всё ложиться бременем на арендатора, нового владельца здания-памятника.

Архитектурный комплекс центра города не продуман для целевого использования, а именно – привлечения туристов. Например, вдоль прогулочного бульвара сразу три здания-магазина, торгующих золотом, выставили свои рекламы. Рядом, магазин по продаже канцтоваров. Чуть ниже – магазин подержанных вещей (Секендхэнд). Вряд ли такое использование исторических зданий оправдывает себя, интересно гостям и жителям города, особенно в вечернее время.

Региональные льготы по налогу на имущество могли бы стать одним из мотивирующих факторов для сохранения нашей исторической, культурной старины. АРО РСПП подготовило свои предложения по этому вопросу в региональную думу, но вряд ли, депутаты согласятся его поддержать, ссылаясь на вечный дефицит бюджета.

Но мы считаем, что бюджет будет повышаться только тогда, когда вся городская инфраструктура, исторический центр города заработают. Когда будет применён целевой подход к использованию исторических зданий. Когда бизнес будет просить площадки и здания для организации торговли, услуг, развлечений, искусства, а не отказываться от них из-за высокой аренды, отсутствия мотиваций и дополнительных хлопот, связанных с получением охранных обязательств.

АРО РСПП считает, что территория города должна максимально использоваться. Объекты культурного наследия должны сохраняться, реставрироваться и вовлекаться в гражданский оборот. Должна быть разработана концепция, понятная и собственникам, и проектировщикам, в зависимости от намерений использования зданий. Нужна корректировка градостроительного плана Астрахани, с учётом законодательства об объектах культурного наследия, земельного кодекса, со скорейшим вовлечением всех пустующих земель и зданий, чтобы центр города начал развиваться. Стал интересным и для бизнеса, и для туристов, и для коренных астраханцев.

Поделитесь