Трёхсторонняя комиссия по областному бюджету

Обложка новости

Состоялось заседание Областной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на территории Астраханской области. Сторону работодателей комиссии представлял вице-президент АРО РСПП Алексей Резников.

Региональным министерством финансов был представлен Проект бюджета Астраханской области на 2020 год и плановый период до 2022 года.

Согласно отчёту, в 2020 году, бюджетные доходы составят 50 927,22 миллиона рублей, или 118,5 % к первоначальному бюджету 2019 года. Расходы – 49 486,22 миллиона рублей, или 111,6 %. Профицит бюджета в 2020 году составит 1 441,00 миллионов рублей, предназначенные для оплаты долговых обязательств  Астраханской области. По состоянию на 01.01.2020 года ожидаемый объем государственного внутреннего долга Астраханской области составит 17 492,2 млн. руб. или 47,0%  от суммы доходов бюджета Астраханской области без учета безвозмездных поступлений за 2019 год. Основными источниками налоговых и неналоговых доходов бюджета Астраханской области в 2020 году являются: налог на прибыль организаций (41,4%), налог на доходы физических лиц (26,3%), налог на имущество организаций (18,7%) и акцизы (6,6%). Их совокупная доля в 2020 году прогнозируется на уровне 93,0%.

По своей структуре, перечень статей доходов и расходов нового бюджета, по сути, повторяет многолетнее клише главного финансового документа региона, с выделением, разве что, строки средств на ежегодное погашение долга. Министерство финансов Астраханской области избежало доклада об исполнении бюджетных обязательств в 2019 году, обозначив некоторые показатели. Так, темпы роста ВРП в 2019 году  составили 101,57% к предыдущему году, при росте безработицы на 1,3% (38,6 тысяч человек). На 5,5% выросла цифра средней зарплаты по региону (35 469,4 рубля) и такой, на 5-6% рост зарплат предполагается в будущем. Но рост расходов, на ту же большую сферу образования заложен всего на 3,8% при цифрах стагнации в финансировании отрасли на 2021-2022 годы. Не исправляются причины срыва обязательств по капитальному строительству на 6,5 миллиардов рублей, с выполнением плана только  на 63,5%.

Несмотря на оправдания трудности современных условий реформирования налогового и бюджетного законодательства и отсутствие контрольных цифр субсидий и субвенций из центра, региональному министерству финансов не удалось убедить стороны профсоюзов и работодателей в продуманности будущего бюджета. По мнению общественности, Проект бюджета не нацелен на развитие региона, а хорошие показатели по сбору налогов по факту не поднимают качество жизни и  бизнеса. И причина в этом заложена в косности минфина по рассмотрению предложений.

В частности, региональный минфин категорически отказался даже обсуждать вопрос о самозанятых, считая по ним выпадающие доходы, когда другие 4 региона уже пошли на это и получают реальные налоги от самозанятых. Нужна была отмашка в выступлении министра Антона Силуанова на форуме, чтобы этот вопрос актуализировать. Были предложения по легализации доходов от  вовлечения в малый бизнес,  при введении налоговых вычетов на долю НДФЛ для предприятий, которые платят белую зарплату, как делается в Краснодарском крае. Тема легализации труда в Астраханской области ключевая. 250 тысяч работающих платят в Фонд ОМС 8 миллиардов рублей, а за 750 тысяч неработающих область платит 4 миллиарда и в медицине не хватает средств. Но, легализация труда способом налогового стимулирования отвергнута при сегодняшнем сверхдоходе, профицитном  бюджете.

Завышенная ставка налога на имущество ведёт к продолжению оттока работающих в малых предприятиях, который, по данным ВСУ уже составил 10%. Почему игнорируется вариант возобновления финансирования ставок в образовании, которые были закрыты в 2016 году, и в сфере здравоохранения, при сомнительном в законности переводе ставок в разряд «санитарно-технического персонала»? Средства для такой работы сейчас имеются, и новые предложения не надо сразу воспринимать в штыки. Нужно сесть и подумать об эффективности или неэффективности вносимых предложений, а потом уже на них реагировать.

В своём выступлении, профсоюзные лидеры и работодатели отметили формальный характер Областной трёхсторонней комиссии по обсуждению Проекта бюджета. В нарушение существующего регламента бюджетные показатели не обсуждались на отраслевых трёхсторонних комиссиях, и многие вопросы зависают в неопределённости. Население Астраханской области несёт долговую нагрузку, мер повышения реальных доходов населения не предложено, рост доходов отдельных категорий работников происходит только за счёт большей интенсификацией труда, сокращениями, укрупнениями и так называемой оптимизацией, при которой работник вынужден работать на полторы ставки. Восемь лет подряд в регионе отсутствует помощь семьям в летнем оздоровлении детей, которых в Астраханской области 180 тысяч. Сегодня планируется строительство двух новых детских баз на 600 человек в год в ситуации  разорения уже существующих лагерей. Два миллиарда рублей планируется потратить на новое строительство спортивных сооружений, но не хватает средств на содержание уже имеющейся инфраструктуры и на развитие физкультуры и спорта, и так дела обстоят в других отраслях. Решения готовятся и принимаются без учёта мнения и интересов астраханцев, на которых потом ложится налоговая ответственность за всё.

По итогам заседания комиссии было принято решение о проведении в двухнедельный срок отраслевых обсуждений  статей бюджета с последующим предоставлении предложений. Проекту бюджета предстоят общественные слушания в Думе Астраханской области.

Поделитесь